Водные артерии Санкт-Петербурга

Рассмотрим основные водные магистрали города. Река Нева – это главная акватория города, с которой связана вся история Санкт-Петербурга, расположенного на островах дельты этой реки. При общей протяженности в 74 километра, около 30 километров проходит внутри городской черты. Река имеет среднюю глубину в 12 метров, при максимальной глубине в 24 метра. Нева соединяет крупнейшее по площади озеро в Европе – Ладожское, и затем впадает в Финский залив, который является частью Балтийского моря. Издавна здесь проходил важнейший торговый путь из «Варяг в Греки» по которому из Скандинавии по сложной системе рек, а иногда и волоком суда ходили до Черного моря, а значит до самой столицы Византийского государства – Константинополя. В 1240 году новгородский князь Александр Ярославович остановил вторжение Шведов на Неве, после этой победы его нарекли Александром Невским. Но конечно, главная история этой реки началась в 1703 году, когда Петр Первый решил основать здесь новую столицу России.  Все самые знаменитые архитектурные ансамбли начали появлятся на невских берегах. Многие набережные были «отвоеваны» у Невы при строительстве зданий. Так в некоторых местах Нева была на 100 -200 метров шире. Город застраивался не только по берегам Невы, но и на островах ее дельты. Изначально центр застройки располагался на современных Петроградском и Васильевском островах. Именно поэтому первый наплавной мост был сооружен в 1727 году и уже на постоянной основе в 1850 году на Васильевском острове. Благовещенский мост был построен сразу как разводной мост. Сейчас около 20 мостов переброшены через Неву и её рукава. Практически все они разводятся по ночам в период навигации для прохождения крупных грузовых судов, танкеров и сухогрузов.

Самые красивые и знаменитые в городе мосты это: Дворцовый, Троицкий, Литейный, мост Петра Великого в период белых ночей, который длится с мая по июль привлекают тысячи туристов, что бы те могли увидеть как огромные пролеты мостов поднимаются ввысь. С момента основания города, одной из проблем при строительстве стали наводнения. Наводнением называется природное явление,  при котором уровень воды поднимается на 1,5 метра выше  ординара – специальной нулевой отметки, которая расположена в Кронштадте. Особенно наводнения распространены в осенний период. Каждые 50 лет в городе наблюдались по-настоящему разрушительные подъемы воды. Самое большое наводнение произошло в 1824 году и оно орписано и воплощено в художественные рамки в произведении А.С. Пушкина – «Медный всадник». Причиной наводнений является сильный западный ветер со стороны Финского залива. Мощное течение Невы с востока сталкивается с силой ветра с запада. В результате чего возникает нагонная волна, а следовательно течение замедляется и уровень воды в реках и канал за короткий промежуток времени может значительно подняться, а когда ветер изменит свое направление соответственно нормализоваться до прежнего уровня. В 1978 году было начато строительство специальных защитных сооружений в Финском заливе, которые должны предохранять город от наводнений. Дамба существенно влияет на предохранение города от наводнений и не дает воде оказаться на проезжей части или затопить подвалы домов. Для этого примерно 4 раза в год створки дамбы поднимаются во время сильного западного ветра. В начале 20 века по льду замерзшей Невы ходил первый электрический трамвай и организовывались катания на коньках. В наше время Нева не всегда замерзает полностью и в теории возможно даже организовать прогулку на теплоходе даже в декабре. Ну а в летнее время по Неве постоянно курсируют одновременно порядка 500 судов, которые показывают туристам достопримечательности. Но далеко не все суда ограничиваются  маршрутами по Неве, не менее популярны и так называемые малые реки и каналы города.